![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
В очередной раз про еду, которую мы заместили, запретили, закопали и пр. Нужное подчеркнуть
Для начала несколько цитат:
…после того, как «Союзмолоко» добилось запрета на ввоз безлактозных сыров, ритейлерам остается только распродавать завезенные ранее остатки…
…пока от импортозамещения выигрывает только одна сторона — крупные компании-производители, точнее, их собственники…
…каждый день «импортозамещения» — это лишние деньги в карманах владельцев…
…объем брака, найденный в товарах российского производства, значительно вырос по всем группам товаров: в некоторых случаях на 40%, в некоторых — в несколько раз…
…в 100% образцах продукции отечественного производства были выявлены нарушения…
..никто не следит за содержанием нитратов в узбекских или подмосковных огурцах. Альтернатива отечественной продукции — импорт из стран третьего мира: Индии, Китая и Ирана. «Мы абсолютно не знаем, как устроена у них система надзора, — заявил Янин. — Менять Евросоюз с достаточно некоррумпированной системой надзора на поставки из стран, где коррупция процветает — это, мягко говоря, странно»…
..Редакция Rus2Web все чаще сталкивалась в интернете с фото продуктов российского производства, состав которых поражал воображение — колбаса как пшеничное изделие со «вкусом докторской», сыры из мясных субпродуктов с химдобавками и т.д. Мы решили разобраться и выяснить, действительно ли качество российской продукции настолько упало со вводом продовольственного эмбарго. Мы поговорили с ритейлерами, экспертами и самими фермерами (о них читайте отдельный материал Rus2Web). Хорошие новости: радикальные эксперименты с ингредиентами скорее исключение. Плохие — общее качество продукции снизилось по всем категориям. На что обращать внимание и чего ждать от еды, которая осталась после санкций в магазинах — в материале Rus2Web.
Мы решили узнать, как идет процесс импортозамещения и остались ли на прилавках санкционные продукты, непосредственно у продавцов — продуктовых ритейлеров. Однако некоторые розничные сети предпочли не вдаваться в подробности, комментируя из каких стран идет оставшийся импорт и насколько расширился ассортимент отечественных производителей. В продуктовой сети «Азбука Вкуса» комментировать импортозамещение отказались. «Не видим смысла эту тему лишний раз обсуждать», — заявили в пресс-службе компании.
В X5 Retail Group (один из крупнейших ритейлеров в России), были готовы рассказать об успехах импортозамещения, не вдаваясь в подробности контроля качества и откуда поступает оставшийся импорт. В компании заявили, что за год с момента введения РФ эмбарго, совокупная доля отечественных товаров в ассортименте торговых сетей компании превысила 90%, а в целом ряде категорий достигла 100%. Как рассказали в пресс-службе, российские производители расширили ассортимент молочной продукции, включая твердые сыры, и мясной — колбасы, сосиски и мясные деликатесы. Поставки российских овощей выросли в три раза.

Что касается санкционной продукции, то ее судьбу на российских прилавках Rus2Web помог прояснить председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин: по его словам, сейчас на прилавках из санкционной продукции доступны только сыры — после того, как «Союзмолоко» добилось запрета на ввоз безлактозных сыров, ритейлерам остается только распродавать завезенные ранее остатки.
Кому выгодно эмбарго
Эксперты убеждены, что пока от импортозамещения выигрывает только одна сторона — крупные компании-производители, точнее, их собственники. «У этой концепции (импортозамещения — прим.) есть небольшое количество (но очень крупных!) бенефициаров — владельцы фирм-производителей, которые защищены импортными барьерами от конкуренции. Они получают выгоды в любом случае, пока ограничения действуют, и их позиция понятна: каждый день «импортозамещения» — это лишние деньги в карманах владельцев», — отметил Константин Сонин профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики».
«Продуктовое эмбарго пришлось на руку крупнейшим продуктовым холдингам, которые сейчас наращивают производство — например, «Черкизово» и «Петелинка», — рассказал Rus2Web Дмитрий Янин. — Для них российские санкции сократили сроки окупаемости инвестиций, которые они вкладывали в развитие производства еще в 2012–2013 году». Свою выгоду получают и владельцы фермерских хозяйств, позиционирующие свою продукцию как эко — продукты, которые изначально предлагались на рынке как альтернатива высококачественному импорту, констатировал эксперт.
Однако позитивный эффект от эмбарго аналитики наблюдают только для производителей. Потребитель уже год в минусе. Как пояснил Константин Сонин, российским гражданам, особенно бедным, нанесен огромный ущерб. Из-за роста цен на продовольствие им приходится сокращать расходы и на еду, и на все остальное.
Удар по потребителям
«Экономический кризис и падение реальной заработной платы, действительно изменило потребительское поведение россиян. Очень заметно сократились совокупные розничные продажи продуктов питания. В июне текущего года они упали на 9,1% по сравнению с июнем 2014 года.», — сообщил аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов в разговоре с Rus2Web.
Помимо падения доходов играет роль рост цен на продукты: по оценкам опрошенных Rus2Web экспертов, он составил около 25%. Причем повышают стоимость своих товаров не только оставшиеся на российском рынке импортеры, но и отечественные производители. Единственное ограничение при росте цен — платежеспособность населения, которая как раз снижается.
В результате, как подсчитал ВЦИОМ (опрос от 15-го июля), покупать более дешевые продукты стали около 60% россиян. Каждый пятый участник опроса начал экономить на еде в последние полгода, каждый третий — больше полугода. «Импортозамещение стало настоящей головной болью — люди лишились всяческих ориентиров. Они не привыкли тратить силы и время на изучение торговых марок и их состава. Введя эмабрго, государство по сути лишило население привычных товаров — по крайней мере, в крупных городах», — убежден Янин.
Нет конкуренции — нет качества
Оказавшись в ситуации, когда денежные ресурсы населения ограничены, а себестоимость продуктов растет, производители нашли выход в изменении состава. Как отмечается в июньском исследовании международной аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers (PwC) «Экономический спад в России», российские компании все чаще производят товары из более дешевых ингредиентов. Как пояснили эксперты, в шоколаде «какао тертый» заменяется на «какао-порошок», а вместо масла какао используются рапсовое или пальмовое масло. В томатной пасте в качестве загустителя можно встретить крахмал, а в колбасах — стартовые культуры (специальные бифидобактерии, которые ускоряют процесс ферментации мясной продукции), ускоряющие процесс приготовления продукта.


В беседе с Rus2Web эксперты напомнили о государственном докладе Роспотребназдора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году»: из документа видно, что объем брака, найденный в товарах российского производства, значительно вырос по всем группам товаров: в некоторых случаях на 40%, в некоторых — в несколько раз (более подробно см. инфографику).

Не менее удручающие результаты дала и последняя проверка Россельхонадзора (20-ое августа): в 100% образцах продукции отечественного производства были выявлены нарушения. В молоке и молочной продукции были найдены амфениколы, антибиотики, тетрациклин, в свинине и птице — метаболиты нитрофуранов и антибиотики.


По мнению Янина, этикетка на российских продуктах следует принципу — говорить о составе, как о покойнике: или хорошо, или ничего. Эксперты в разговоре с Rus2Web признали: в падении уровня качества нет ничего удивительного, ведь максимальное наказание недобросовестному производителю — это штраф в $5 тыс. В мире очень немного стран, где было бы так дешево обманывать потребителя.

С продуктами, состав которых не указывается — овощами и фруктами, все еще сложнее. Аналитики подчеркнули: никто не следит за содержанием нитратов в узбекских или подмосковных огурцах. Альтернатива отечественной продукции — импорт из стран третьего мира: Индии, Китая и Ирана. «Мы абсолютно не знаем, как устроена у них система надзора, — заявил Янин. — Менять Евросоюз с достаточно некоррумпированной системой надзора на поставки из стран, где коррупция процветает — это, мягко говоря, странно».
Как бороться с браком
Тем, кто столкнулся с некачественной продукцией, нужно действовать — писать жалобу в Роспотребнадзор и отправлять подозрительную еду на экспертизу, подчеркнул руководитель лаборатории химии пищевых продуктов Институт питания РАМН Владимир Бессонов. «Заявления граждан очень эффективны — они являются основанием для обращения в прокуратуру и внеплановой проверки Роспотребнадзора. Ведомству сложно проводить оперативный контроль без обращения граждан. Однако если есть прецеденты, Роспотребназдо вправе предпринимать все необходимые меры по борьбе с недобросовестным поставщиком», — заявил Бессонов.
Война ведомств из-за еды
Однако не всем результатам официальных проверок нужно верить. К примеру, недавний инцидент с французской продуктовой сетью «Ашан», у которой Россельхознадзор в свинном фарше нашел ДНК конины, это «разборки» двух ведомств — Россельхознадзора и Роспотребнадзора, считает Дмитрий Янин. «Скандалы, которые сейчас идут в рознице — это передел полномочий: Россельхознадзор, который контролировал импорт мяса, фруктов и овощей последние годы, из-за санкций лишился основного поля деятельности и сейчас пытается забрать часть контрольных функций у Роспотребнадзора», — пояснил эксперт. Отсюда и «страшилки», и дополнительные проверки с двух сторон…
Источник.
Для начала несколько цитат:
…после того, как «Союзмолоко» добилось запрета на ввоз безлактозных сыров, ритейлерам остается только распродавать завезенные ранее остатки…
…пока от импортозамещения выигрывает только одна сторона — крупные компании-производители, точнее, их собственники…
…каждый день «импортозамещения» — это лишние деньги в карманах владельцев…
…объем брака, найденный в товарах российского производства, значительно вырос по всем группам товаров: в некоторых случаях на 40%, в некоторых — в несколько раз…
…в 100% образцах продукции отечественного производства были выявлены нарушения…
..никто не следит за содержанием нитратов в узбекских или подмосковных огурцах. Альтернатива отечественной продукции — импорт из стран третьего мира: Индии, Китая и Ирана. «Мы абсолютно не знаем, как устроена у них система надзора, — заявил Янин. — Менять Евросоюз с достаточно некоррумпированной системой надзора на поставки из стран, где коррупция процветает — это, мягко говоря, странно»…
..Редакция Rus2Web все чаще сталкивалась в интернете с фото продуктов российского производства, состав которых поражал воображение — колбаса как пшеничное изделие со «вкусом докторской», сыры из мясных субпродуктов с химдобавками и т.д. Мы решили разобраться и выяснить, действительно ли качество российской продукции настолько упало со вводом продовольственного эмбарго. Мы поговорили с ритейлерами, экспертами и самими фермерами (о них читайте отдельный материал Rus2Web). Хорошие новости: радикальные эксперименты с ингредиентами скорее исключение. Плохие — общее качество продукции снизилось по всем категориям. На что обращать внимание и чего ждать от еды, которая осталась после санкций в магазинах — в материале Rus2Web.
Мы решили узнать, как идет процесс импортозамещения и остались ли на прилавках санкционные продукты, непосредственно у продавцов — продуктовых ритейлеров. Однако некоторые розничные сети предпочли не вдаваться в подробности, комментируя из каких стран идет оставшийся импорт и насколько расширился ассортимент отечественных производителей. В продуктовой сети «Азбука Вкуса» комментировать импортозамещение отказались. «Не видим смысла эту тему лишний раз обсуждать», — заявили в пресс-службе компании.
В X5 Retail Group (один из крупнейших ритейлеров в России), были готовы рассказать об успехах импортозамещения, не вдаваясь в подробности контроля качества и откуда поступает оставшийся импорт. В компании заявили, что за год с момента введения РФ эмбарго, совокупная доля отечественных товаров в ассортименте торговых сетей компании превысила 90%, а в целом ряде категорий достигла 100%. Как рассказали в пресс-службе, российские производители расширили ассортимент молочной продукции, включая твердые сыры, и мясной — колбасы, сосиски и мясные деликатесы. Поставки российских овощей выросли в три раза.

Что касается санкционной продукции, то ее судьбу на российских прилавках Rus2Web помог прояснить председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин: по его словам, сейчас на прилавках из санкционной продукции доступны только сыры — после того, как «Союзмолоко» добилось запрета на ввоз безлактозных сыров, ритейлерам остается только распродавать завезенные ранее остатки.
Кому выгодно эмбарго
Эксперты убеждены, что пока от импортозамещения выигрывает только одна сторона — крупные компании-производители, точнее, их собственники. «У этой концепции (импортозамещения — прим.) есть небольшое количество (но очень крупных!) бенефициаров — владельцы фирм-производителей, которые защищены импортными барьерами от конкуренции. Они получают выгоды в любом случае, пока ограничения действуют, и их позиция понятна: каждый день «импортозамещения» — это лишние деньги в карманах владельцев», — отметил Константин Сонин профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики».
«Продуктовое эмбарго пришлось на руку крупнейшим продуктовым холдингам, которые сейчас наращивают производство — например, «Черкизово» и «Петелинка», — рассказал Rus2Web Дмитрий Янин. — Для них российские санкции сократили сроки окупаемости инвестиций, которые они вкладывали в развитие производства еще в 2012–2013 году». Свою выгоду получают и владельцы фермерских хозяйств, позиционирующие свою продукцию как эко — продукты, которые изначально предлагались на рынке как альтернатива высококачественному импорту, констатировал эксперт.
Однако позитивный эффект от эмбарго аналитики наблюдают только для производителей. Потребитель уже год в минусе. Как пояснил Константин Сонин, российским гражданам, особенно бедным, нанесен огромный ущерб. Из-за роста цен на продовольствие им приходится сокращать расходы и на еду, и на все остальное.
Удар по потребителям
«Экономический кризис и падение реальной заработной платы, действительно изменило потребительское поведение россиян. Очень заметно сократились совокупные розничные продажи продуктов питания. В июне текущего года они упали на 9,1% по сравнению с июнем 2014 года.», — сообщил аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов в разговоре с Rus2Web.
Помимо падения доходов играет роль рост цен на продукты: по оценкам опрошенных Rus2Web экспертов, он составил около 25%. Причем повышают стоимость своих товаров не только оставшиеся на российском рынке импортеры, но и отечественные производители. Единственное ограничение при росте цен — платежеспособность населения, которая как раз снижается.
В результате, как подсчитал ВЦИОМ (опрос от 15-го июля), покупать более дешевые продукты стали около 60% россиян. Каждый пятый участник опроса начал экономить на еде в последние полгода, каждый третий — больше полугода. «Импортозамещение стало настоящей головной болью — люди лишились всяческих ориентиров. Они не привыкли тратить силы и время на изучение торговых марок и их состава. Введя эмабрго, государство по сути лишило население привычных товаров — по крайней мере, в крупных городах», — убежден Янин.
Нет конкуренции — нет качества
Оказавшись в ситуации, когда денежные ресурсы населения ограничены, а себестоимость продуктов растет, производители нашли выход в изменении состава. Как отмечается в июньском исследовании международной аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers (PwC) «Экономический спад в России», российские компании все чаще производят товары из более дешевых ингредиентов. Как пояснили эксперты, в шоколаде «какао тертый» заменяется на «какао-порошок», а вместо масла какао используются рапсовое или пальмовое масло. В томатной пасте в качестве загустителя можно встретить крахмал, а в колбасах — стартовые культуры (специальные бифидобактерии, которые ускоряют процесс ферментации мясной продукции), ускоряющие процесс приготовления продукта.


В беседе с Rus2Web эксперты напомнили о государственном докладе Роспотребназдора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году»: из документа видно, что объем брака, найденный в товарах российского производства, значительно вырос по всем группам товаров: в некоторых случаях на 40%, в некоторых — в несколько раз (более подробно см. инфографику).

Не менее удручающие результаты дала и последняя проверка Россельхонадзора (20-ое августа): в 100% образцах продукции отечественного производства были выявлены нарушения. В молоке и молочной продукции были найдены амфениколы, антибиотики, тетрациклин, в свинине и птице — метаболиты нитрофуранов и антибиотики.


По мнению Янина, этикетка на российских продуктах следует принципу — говорить о составе, как о покойнике: или хорошо, или ничего. Эксперты в разговоре с Rus2Web признали: в падении уровня качества нет ничего удивительного, ведь максимальное наказание недобросовестному производителю — это штраф в $5 тыс. В мире очень немного стран, где было бы так дешево обманывать потребителя.

С продуктами, состав которых не указывается — овощами и фруктами, все еще сложнее. Аналитики подчеркнули: никто не следит за содержанием нитратов в узбекских или подмосковных огурцах. Альтернатива отечественной продукции — импорт из стран третьего мира: Индии, Китая и Ирана. «Мы абсолютно не знаем, как устроена у них система надзора, — заявил Янин. — Менять Евросоюз с достаточно некоррумпированной системой надзора на поставки из стран, где коррупция процветает — это, мягко говоря, странно».
Как бороться с браком
Тем, кто столкнулся с некачественной продукцией, нужно действовать — писать жалобу в Роспотребнадзор и отправлять подозрительную еду на экспертизу, подчеркнул руководитель лаборатории химии пищевых продуктов Институт питания РАМН Владимир Бессонов. «Заявления граждан очень эффективны — они являются основанием для обращения в прокуратуру и внеплановой проверки Роспотребнадзора. Ведомству сложно проводить оперативный контроль без обращения граждан. Однако если есть прецеденты, Роспотребназдо вправе предпринимать все необходимые меры по борьбе с недобросовестным поставщиком», — заявил Бессонов.
Война ведомств из-за еды
Однако не всем результатам официальных проверок нужно верить. К примеру, недавний инцидент с французской продуктовой сетью «Ашан», у которой Россельхознадзор в свинном фарше нашел ДНК конины, это «разборки» двух ведомств — Россельхознадзора и Роспотребнадзора, считает Дмитрий Янин. «Скандалы, которые сейчас идут в рознице — это передел полномочий: Россельхознадзор, который контролировал импорт мяса, фруктов и овощей последние годы, из-за санкций лишился основного поля деятельности и сейчас пытается забрать часть контрольных функций у Роспотребнадзора», — пояснил эксперт. Отсюда и «страшилки», и дополнительные проверки с двух сторон…
Источник.